Статьи и публикации

Импортозамещение в ИТ

Балахонов Е.В.

Балахонов Е.В.

Технический директор ООО «ЭнергоДата»

Импортозамещение. Это слово сегодня регулярно присутствует в новостях, статьях, разговорах коллег. Если ранее данное слово использовалось в основном в контексте обсуждения успехов и проблем стратегически важных отраслей РФ, то сегодня речь идет о замещении практически всего подряд.

Для государства и отечественного бизнеса общим объединяющим мотивом в продвижении курса на импортозамещение является в первую очередь технологическая независимость от иностранных партнеров, необходимость в которой была не так давно живо продемонстрирована в целом ряде случаев. К сожалению, за годы строительства новой России, мы утратили многое из того, что имели в области технологий и достаточно немного сумели создать своего.

В полной мере это относится к области информационных технологий, прямая зависимость от которых сегодня явно присутствует практически во всех отраслях экономики страны.

Да, ряд отечественных ИТ-компаний предлагают продукты, которыми в полной мере можно гордится. Но как правило, за некоторым исключением это нишевые решения, часто сами критически зависящие от ряда западных технологий.

В отличие от многих других отраслей экономики, главным производственным ресурсом в ИТ являются специалисты: системотехники, программисты, инженеры.

Российские программисты по праву считаются одними из лучших в мире. Русский язык обычен для Кремниевой долины, «русский программист-хакер» - расхожий штамп даже в Голливуде. А очередной выигрыш нашей команды на Международной студенческой олимпиаде по программированию уже стал обычным рутинным делом. Такое положение дел установилось отнюдь не вчера. Как же так получается, что в информационных технологиях мы до сих полностью зависим от Запада?

Существует целый ряд причин почему это так. Первая и главная – рынок уже плотно занят ИТ-продуктами западных компаний практически во всех областях. Для конкуренции с ними мало создать замечательный продукт, надо доказать заказчикам его очевидные преимущества и обеспечить сравнимую по качеству сервисную поддержку.

Представьте типовую ситуацию – российская компания, не важно государственная или нет, выбирает продукт для автоматизации какого-либо участка своего бизнеса. На выбор у нее есть:

  • решение известного западного вендора, которое может быть внедрено целым рядом российских компаний-интеграторов на выбор, имеющее доступных для найма опытных специалистов, развитые информационные ресурсы поддержки и сопровождения и т.д.
  • пускай технически и функционально более совершенное отечественное решение, но за ним фактически стоит только компания-производитель. Ограниченный опыт внедрения на рынке, опытные специалисты есть только у производителя, традиционно слабая документация и сервисная поддержка.

Что может подвигнуть заказчика выбрать отечественное решение? Цена? Отечественная компания часто вынуждено демпингует. Но западный вендор также может предложить значительные скидки, при этом без особого вреда для себя. При этом путь выбора западного решения для руководителя, принимающего решение о закупке, часто выглядит гораздо безопаснее:

  • широкий выбор подрядчика для внедрения;
  • легко найти в штат своего специалиста;
  • в случае каких-либо сложностей с внедрением - сменим подрядчика, огрехи спишем на предыдущего;
  • в компании не возникает серьезных вопросов в выборе продукта – решение мирового лидера не может быть плохим!

В этой логике, отечественные ИТ-компании вынуждены выполнять роль дистрибьюторов, интеграторов, разработчиков локальных, нишевых решений и решений на заказ. Работая таким образом создать решение мирового уровня довольно сложно.

Сегодня многие горячие головы предлагают решить данную проблему радикально – обеспечить надежный сбыт отечественным ИТ-компаниям путем тотального запрета закупки западного программного обеспечения в государственных учреждениях и компаниях с государственным участием. Учитывая, что ИТ-бюджеты госкомпаний и организаций – весьма существенная часть всего российского ИТ-рынка, на отечественных производителей в этом случае прольется золотой дождь.

Но приведет ли это к повышению появлению конкурентоспособных отечественных ИТ-продуктов? Очевидно, что нет. Будет мигом организована «управляемая конкуренция», которая приведет к консервации развития отечественных решений. В итоге – мы отстанем в области ИТ-технологий от Запада еще больше чем сейчас.

Государству, если оно желает действительно сократить и даже ликвидировать отставание в основных областях ИТ-технологий, с моей точки зрения нужно действовать иначе, например, заняться такими полезными делами как:

  • Развитие венчурного бизнеса в России, прямые государственные инвестиции в отечественные ИТ-компании, комплекс мер по созданию венчурных фондов на федеральном и региональном уровнях.
  • Государственная поддержка и продвижение отечественных ИТ-технологий за рубежом.
  • Мотивация к экспорту путем внедрения системы налоговых льгот при достижении ИТ-компаниями определенного уровня прибыли от продаж лицензий за рубеж на свои продукты.
  • Мягкие преференции в закупках госкомпаний и госорганизаций для отечественных ИТ-продуктов: преимущество при прочих равных, помощь в банковской гарантии, субсидирование и т.д.
  • Меры по обеспечению ИТ-компаний основным производственным ресурсом - людьми: мотивация к сотрудничеству ведущих отечественных ИТ-компаний с профильными ВУЗами, повышение требований к ВУЗам и качеству образования, увеличение количества бюджетных мест.

Надо отметить, что многое для развития отечественных ИТ-технологий делается государством уже сейчас. Но сегодня, в изменившихся внешних условиях, принимаемых мер явно недостаточно для быстрого преодоления существующего технологического отставания и обеспечения для РФ технологической самостоятельности в ключевых областях ИТ-технологий.